Закрыть

Авторизация

Добро пожаловать на сайт Белая лампа


* - поля, обязательные для заполнения

Закрыть

Регистрация

* - поля, обязательные для заполнения

Будет видно всем пользователям

На этот адрес будет выслано письмо с уведомлением

Длина пароля должна быть не менее 6 символов

Длина пароля должна быть не менее 6 символов

Изобразительное искусство

Архитектура Строительство Интерьер

Декоративное искусство

Костюм, мода, стиль

Фотография

Кино

Челябинск и Южный Урал

Детям

А почитать?

Записные книжки и стикеры

Открытки Postcards

Бумага для упаковки подарков PEPIN PRESS (Нидерланды)

Календари

Альбомы для рисования маркерами LETRASET (Англия)

Главная / Каталог / Изобразительное искусство / Орнаменты / Орнаменты Древнего Египта и Месопотамии

Орнаменты Древнего Египта и Месопотамии

Орнаменты Древнего Египта и Месопотамии

Ивановская В.И.

Тип переплёта:Мягкая обложка

Кол-во страниц:190

Вес:350 граммов

Формат:14,5 х 21,7 см

Год издания:2009

Издательство:В.Шевчук

ISBN:978-5-94232-071-3 / 9785942320713

Артикул:00000005410

Цена:480 .руб

Ожидается поступление

В корзину

Описание

Египетские орнаменты - это самая уникальная и интересная система образов.

В данной книге представлены всевозможные вариации использования декоративных мотивов в искусстве Древнего Египта и Месопотамии.

Эти образцы высокого профессионального мастерства отличаются редкой красотой и выразительностью.

Книга предназначена как для художников, так и для читателей широкого круга.

Искусство Древнего Египта ярко демонстрирует ту истину, что основу орнамента составляют те же смысловые истоки, что и словесный миф, и вся материальная культура.

Сама египетская иероглифика насыщена множеством знаков, свидетельствующих о том, что письменность и орнаментика действительно возникли из единого смыслового корня, хотя в контексте языка те или иные элементы приобрели совершенно иное значение, нежели в орнаменте, сохранившем более непосредственную связь с первичным семантическим смыслом изображения.

Но среди них особо следует выделить три знака, своим происхождением восходящих к тем наиболее глобальным понятиям, которые мы рассмотрели в предыдущей главе.

Один из них - зигзаг, будучи взятым в отдельности, трактуется как понятие "вода" и присутствует во множестве иероглифов в качестве составляющей части .

Аналогично этому изображение зигзага (горизонтальное или вертикальное) пронизывает все искусство Древнего Египта - как орнаментальное, так и сюжетное, символизируя собой всепитающую, священную для каждого жителя Египта нильскую воду.

Следующие два знака имеют отношение к другой группе древнейших мировоззренческих образов: крест Древо - цветок - божество - колонна находят здесь свое специфическое воплощение.

Речь идет о столь популярном в современных эзотерических группах знаке "анх" и знаке "джед".

"Анх", именуемый также "египетский крест", "ключ Нила", представляет собою тауобразный крест с петлей вверху.

Этот иероглиф (хотя в самой египетской иероглифике "анх" и трактуется, как петля сандалии) являл собой в Древнем Египте глубоко сакральный предмет, знак жизни - бессмертия, который держат в своих руках боги, вручают его фараону, олицетворяющему божественную власть на земле.

По сути своей он есть в то же время иной вариант соединения Т-образного креста с кругом (овалом).

Его сокровенный смысл, связанный со всеобщей, универсальной идеей креста, был известен и в раннем христианстве, где он являлся символом вечной жизни, ставшей возможной для человека после искупительной жертвы Спасителя.

Изобразительная основа иероглифа джед - пучки длинных стеблей папируса, вставленные друг в друга и перевязанные под верхними концами, являли собой прототип египетской колонны, поскольку именно таковыми делались конструктивные опоры в египетском докаменном строительстве.

Характерная форма ребристых египетских колонн с завязкой под капителью повторила и увековечила эту форму, нашедшую свое дальнейшее воплощение в канеллюрах античного ордера.

Такая верность памяти первоформе, разумеется, не могла бы иметь места, если бы в основе лежала, как это иногда представляется, просто некая привычная конструкция.

Для этого нужны были основания именно мировоззренческого порядка, связанные с символикой колонны, как и предшествующего ей во многих культурах деревянного столба, зарываемого своим низом в землю, а вершиной символически поддерживающего небесный свод.

Этот столб, как и возникшая на его основе каменная колонна, был реальным воплощением идеи Древа, и, соответственно, та же символика вкладывалась и в пучок связанных одеревеневших стеблей папируса, заменявших в докаменном строительстве Египта, Месопотамии и других регионов деревянные столбы.

Таким образом, и "анх-крест", и "джед" генетически восходят к единому смысловому корню, являясь местными, специфическими дериватами, дополняющими приводимую ранее цепочку.

Их значение в египетском языке: "анх" - жизнь, бессмертие, "джед" - постоянство, как видим, выражает важнейшие, основополагающие понятия о бытии.

Соответственно вершина колонны в виде распускающегося цветка отражает миф о рождении солнца, что, в частности, ярко запечатлевают и формы греческих (эолийская, ионическая) колонн.

Многоплановые смысловые комплексы постоянно прочитываются в основе форм дошедших до нас памятников культуры древнего Египта, отражая перипетии развития ее мифологии, слияния и поглощения одних легенд другими, выработку сложной иерархической системы сакрально-мифологических представлений.

Так, на одной из золотых подвесок из гробницы Тутанхамона священный скарабей (символ солнца восходящего) поднимает на верхних лапках изображение солнечной ладьи, одновременно символизирующей путешествие умершего фараона по загробному миру аналогично тому, как в представлении древних египтян совершает свое путешествие Солнце.

На ладье - лунный диск с изображением богов и фараона.

По бокам скарабея - парное изображение священных уреев, поддерживающих солнечный диск, также связанное с солярным мифом (путешествие солнца по загробному миру, где оно съедалось огромным подземным змеем и затем освобождалось из его чрева, восходя на небо).

В лапках скарабея - иероглиф власть и пучки цветов папируса и лотоса.

Внизу проходит гирлянда из цветов лотоса, между которыми расположены бутоны, выполненные в форме тела того же скарабея.

Наиболее многочисленные фрагменты являют собой орнамент, сплошь покрывающий поверхность чаще всего в виде шахматной сетки более или менее сложного рисунка.

Менее многочисленна группа линейных композиций, когда орнамент расположен горизонтальными рядами.

Преобладание именно коврово-шахматного типа орнамента, способного бесконечно распространяться по поверхности в вертикальном и горизонтальном направлениях, т.е. в принципе являющегося как бы бесконечным в пространстве, характерно для культуры Древнего Египта, в которой представления о вечности, бесконечности, неизменности бытия, незыблемости миропорядка, царящего в Космосе, и соответственно, в отражающем его социальном мироустройстве составляли основу мировоззрения.

ISBN-13: 978-5-94232-071-3
ISBN-13: 9785942320713

г. Челябинск, ул. Карла Маркса, 70

Схема проезда

Разработка сайта:

Интернет-агентство Dextra

0.006464958190918 sec.